КОСТЮМЫ
СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА
© Papaha | Автор Женя Гаврилова | 2021
Зачем изучать костюм?

Костюм содержал в себе множество маркеров — информации о положении человека в обществе, которую считать могут только «свои»: те, кто знают куда смотреть и какие символы важны. Одежда отражала половозрастную и социально-экономическую категории, религиозную принадлежность и многое другое.

Изучение костюма — это способ разобраться в образе жизни народа и его картины мира через объяснение символов, которые закладывались во внешний вид.
Проблемы изучения костюмов
Северного Кавказа

От древних костюмов сохранились в основном украшения и крепления, их облик трудно восстановить целиком.

Иллюстрации путешественников и описания костюмов по одежде Северного Кавказа появляются только в XVIII—XIX веках и часто имеют обобщающий характер.
До ученых «обычный горский костюм» описали в литературе Пушкин, Лермонтов и Толстой. Привыкшие к этой формулировке, исследователи не всегда обращали внимание на различия и часто так и писали, не уточняя народ или регион.

На иллюстрациях чаще изображали представителей знати.

Количество материалов по разным народам неравное. Лучше всего описан адыгский костюм, на втором месте по объему информации — осетинский.

Традиционный костюм — это комплекс одежды, который сложился в XIX — начале XX в.
осетины
черкесы
кабардинцы
чеченец
XVII—XVIII


Больше локальных различий
Сложнее и массивнее головные уборы
Женщины носят платья-рубахи

XIX—XX


"Общекавказский" мужской костюм
Упрощается крой одежды
Черкески становятся длиннее
Приток инноваций: новые ткани, фасоны


Стандарты красоты
Общекавказской стала пословица:
«Семь вкусов на одежду человека, но один вкус на его стан»
Костюм на Северном Кавказе всегда должен был подчеркивать красоту тела.
Ценились стройность и изящество фигуры, которые выделяли поясами и кроем одежды. Это было свойственно всем регионам, кроме горного Дагестана, где силуэт был куда менее приталенный. Грацию горцев отмечали все путешественники.

У женщин красивой считалась белая нежная кожа и изящная длинная шея, ровная осанка, маленькая грудь и тонкая талия. Горцы обращали внимание на походку девушки, выделяли её резвость и проворность: «походка, как у дикой курочки», «девушка, как блоха» (прыткая) — сравнения, которые могли быть в описании красивой девушки.

Идеал мужской внешности включал в себя высокий рост, широкую грудь и плечи, но тонкий стан и легкую стремительную походку. Много внимания уделяли бороде и усам: борода должна была быть короткой и окладистой (только старики и кровники отпускали бороды), а усы не должны были быть опущенными вниз.

Исследователь Гарсаев Л.М. отмечал, что, например, у вайнахов усы накладывали на их владельца обязанность вести себя подобающе:
«усатый мужчина должен быть максимально сдержан, несуетлив, малоразговорчив, не вступать в спор или ругань с женщинами и вести себя скромно на людях.»
День первого бритья считался моментом вступления во взрослую жизнь.

«Ему в горе нельзя не только плакать, даже прослезиться; ему и в радости нельзя хохотать, можно только скромно улыбаться, к тому же не показывая зубов; ему нельзя от страха, и даже в случае смертельной угрозы, убегать. Если это все случится, падает позор не только на него, но и на его семью, родственников и, наконец, на все село»

Гарсаев Л.М.
Источники

1. Гарсаев Л.М. О типах и культе мужских головных уборов чеченцев и ингушей XIX - начала XX вв.
2. Доде З.В. Платок и хиджаб. Папаха и чалма. О национальных и конфессиональных традициях в костюме народов Северного Кавказа.
3. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа.

рисунок Лагодиной О.М.
Общие черты мужских костюмов:

Традиционный мужской костюм разных народов Северного Кавказа состоял из одних и тех же элементов, которые уже сложились к XIX веку.


По
«Кавказ — это совокупность государств, где свободные мужчины носят черкеску»
Так написал исследователь Арутюнов С.А.

Это парадный кафтан с длинными рукавами, приталенный и расширяющийся к низу. Черкески не надевали при выполнении черной работы.
Появление в общественном месте без черкески могло быть расценено как неуважение к этикету, хотя нарядная черкеска была не у каждого.
Её подпоясывали, но никогда не матерчатым поясом.

Черкеска – не просто одежда, а определенный образ, которому необходимо следовать всем, кто ее носит. Умение носить черкеску подразумевало как раз умение достойно держать себя, имеется в виду поведенческий аспект. Особое отношение адыгских воинов к черкеске и способ ее ношения свидетельствовали о том, черкеска – прежде всего военная форма и в этом ее основная функция. Для них главным было, чтобы черкеска была удобна, хорошо пригнана, не стесняла движений.

Мирзоев А.С.
газырницы
С конца XVIII века по обеим сторонам груди черкески стали нашивать карманы для хранения газырей, — зарядов для ружей и пистолетов. Заряды хванились в специальных ёмкостях с украшенными крышками, которые виднелись из карманов-газырниц.
Позднее эта деталь черкески стала декоративной.

Бешмет

Часто его надевали под черкеску, но если человек не мог позволить себе нарядную черкеску, праздничной одеждой тоже становился бешмет.
Шили из холста или бязи, а богатые люди использовали шелковые ткани.
В конце XIX века бешметы делали из фабричных тканей: сатина, атласа, ситца. Цвет бешмета мог быть как темным так и ярким, например, оранжевым, ярко-синим или зеленым.

Бурка

Тёплая верхняя плечевая одежда общая для всех народов Северного Кавказа.

Она изготавливалась из овечьей шерсти, по форме напоминала усеченный конус и защищала от любой непогоды. Легкая и теплая, бурка служила и подстилкой, и одеялом одновременно. У народов восточной части Северного Кавказа вместо бурки могла быть накидка из сукна.

В XVIII — первой половине XIX вв. бурка была очень короткой, иногда выше колен, что делало её удобной и всаднику, и пешему.

Ноговицы

Их надевали поверх штанов, и они плотно обтягивали ногу до колена или выше, ниже колена их закрепляли подвязками. Ноговицы защищали штаны наездника от лошадиного пота и цепляния за ветки и камни, и были удобны для пешехода в условиях горного рельефа и лесных зарослей.

Их шили из сукна разных цветов, парадный вариант делали из сафьяна.

Башлык

Скроенный в форме треугольного мешка, башлык надевался на голову поверх головного убора, а в непогоду башлыки закрывали почти все лицо, оставляя открытой только лобную часть лица. Впоследствии ставший неотъемлемой частью традиционного мужского костюма, накинутый на плечи и закрепленный на шее, башлык красиво дополнял строгий облик горца.

Башлык первоначально предназначался для удержания головного убора на голове. Это практическое свойство башлыка было особенно важно для всадника-степняка при ветрах и буранах, поэтому есть основания предполагать существование подобной детали в костюме кочевника

Кузнецова
разные способы ношения башлыка
Общие черты женских костюмов:

По сравнению с мужским костюмом, женский костюм у разных народов сильнее отличался. Из-за замкнутого быта и эндогамных браков, среди женщин были устойчивее старые традиции. Можно говорить о разных влияниях, например, черкесском, которое сформировало определенную моду, но невозможно выделить единый "костюм горянки".

По
В XVIII — первой половине XIX вв. женская одежда всех народов Северного Кавказа состояла из длинного платья-рубахи и штанов. На праздники поверх рубахи надевалась верхняя одежда.
Цвета и социальные маркеры костюма были различны.
карачаевское платье-рубаха
В конце XIX в. в повседневной одежде поверх рубахи считалось обязательным надевать распашное или закрытое платье. Крой усложнился.
Больше всего отличались костюмы горных труднодоступных районов. Например, костюмы некоторых районов Дагестана совершенно не похожи на костюмы черкесского типа, которые распространились у предгорных народов.

Так как женский костюм менялся медленнее, в нем можно найти очень много влияний более древних культур. Усложнялся силуэт платья, но орнамент, украшения и праздничные головные уборы оставались традиционными.
Никакой элемент одежды не имел столько разновидностей, как головной убор. Женский головной убор не был лишь утилитарным средством защиты головы. Он считался символом общественного могущества, сохранения сакральной чистоты женщины, перед которой в кризисный момент любой член общества выражал свою покорность коленопреклонением. Подобное отношение к головному убору возникло на Кавказе в древности и сохраняется в наше время.

Гарсаев Л.М. и Гарсаева М.М.
Платок появился в женском костюме Северного Кавказа задолго до распространения ислама в этом регионе. Платок имел ритуальное значение, а в повседневной жизни по-особенному платки завязывали молодые девушки, не имевшие детей, и матери.

Изначально платки скрывали не женскую внешность, а отдельные части тела, с которыми были связаны представления людей о магии. Волшебная сила приписывалась женским волосам. Другими вероятными местами входа и выхода магической силы были рот, ноздри и уши. Платок должен был и оградить окружающих, и защитить саму девушку от внешних вредоносных сил.
В отличие от мусульманского хиджаба, на Северном Кавказе крой и форма традиционного женского платья, манера ношения платков не скрывают, а подчеркивают женскую красоту.
Эстетические категории здесь всегда были сопряжены с этическими нормами, определявшими степень открытости женской внешности и допускавшими определенный уровень чувственной оценки красоты. Последнее отрицалось религиозной этикой ислама.
Мусульманский платок является символом веры. В северокавказском костюме женский платок – это социально-возрастной маркер и знак, в котором отражаются природно-магические представления горцев.

Доде З.В.
Общим элементом женского костюма Северного Кавказа можно считать и украшения.
На интерактивной карте, сделанной по таблице Студенецкой Е.Н. показана распространённость разных женских украшений в XVIII - начале XIX в. среди нескольких народов: карачаевцев, кабардинцев, черкесов, адыгейцев, балкарцев, осетин, ингушей и чеченцев.
Подробнее про украшения можно почитать и посмотреть в отдельных разделах народов.
Карачаевцы
Ингуши
Чеченцы
Кабардинцы
Балкарцы
Осетины
Черкесы
Адыгейцы


монеты
бусы
браслеты
нагрудные бляхи
кольца
ожерелья
поясные пряжки и наборы
верхушки шапочек
серьги
Наведите на название элемента
отсутствует
есть
?
чеченские и ингушские костюмы

«Одевается чеченец просто, без особых затей и излишних украшений, которыми изобилуют костюмы его юных соседей хевсур и грузин»

Так написал о чеченском костюме исследователь Г.А. Вертепов.
Этот костюм сложился к XIX веку и его элементы были общими и для других народов Северного Кавказа, они описаны в самом начале статьи.
Совершенно другим был средневековый костюм, с поправкой на то, что на иллюстрациях того периода изображались только люди высшего сословия.
чеченец
ингуш
цветная стеганая шапка
Старинное мужское одеяние состоит из холщовой рубахи, холщовых штанов, цветного шелкового халата, спускающегося ниже колен, с длинными рукавами, и второго, более короткого цветного стеганого халата с укороченными рукавами, опоясанного белым холщовым кушаком или узким ремнем с медным или железным набором. На голову надевалась чаще всего цветная стеганая шапка (иногда с кисточкой), реже – меховая с цветным верхом. Обувь составляли сафьяновые чувяки (чаще красные, реже черные), иногда – башмаки или сапоги, подбитые железными скобками.

Исследователь и археолог Семенов Л.П.
Но уже на иллюстрациях с начала XIX века можно увидеть узнаваемый традиционный костюм. Вот иллюстрация времен Кавказской войны, где чеченец одет в черкеску, на штанах ноговицы, а на голове папаха.
И хотя мужской костюм Северного Кавказа со временем обретает всё больше общих черт, разница между мужским костюмом лезгина и чеченца того времени хорошо заметна.
лезгин
чеченец
В XIX – начале XX века мужская верхняя одежда состояла из рубашки, штанов, бешмета, черкески, папахи, бурки и башлыка.
В Чечне папахи делали довольно высокими, расширенными кверху, с выступающим над бархатным или суконным донышком околышем. В Ингушетии высота папахи чуть пониже чеченской. Это, видимо, связано с влиянием покроя шапок в соседней с ней Осетии. Помимо папахи существовали и другие головные уборы из разнообразных тканей, например летние.
Летний
чеченский головной убор
XVI-XIX в.
Реконструкция костюма
Личный архив Абдулвахабовой Б.Б.-А.
О папахе

Издревле в Чечне существовал культ головного убора как женского, так и мужского. Например, чеченец, охранявший какой-либо объект, мог оставить шапку и уйти домой пообедать. Никто ее не трогал, ибо понимал, что будет иметь дело с хозяином. Снять с кого-либо папаху означало смертельную ссору; если горец снимал шапку и ударял ею о землю – это означало, что он готов идти на все.
Еще один удивительный обычай чеченцев, связанный с головным убором: папаха ее владельца могла заменить его во время свидания с девушкой. Каким образом? Если чеченский парень по некоторым обстоятельствам не мог попасть на свидание к девушке, он посылал туда своего близкого друга, вручив ему свой головной убор. В этом случае папаха напоминала девушке о любимом, она чувствовала его присутствие, разговор друга воспринимался ею как очень приятная беседа со своим женихом


Гарсаев Л.М., Гарсаева М. М., Ахматханова Л.Х.
башлык
бурка
газырницы
Наиболее популярными цветами для бешметов взрослых
был белый (для парадно-выходных бешметов), красный, синий,
коричневый - для повседневных.

До середины XIX в. черкески были короткими, выше колен, с узкими рукавами. Позднее их стали шить более длинными, с широкими рукавами. Длина черкески зависела и от возраста: молодые носили короткую черкеску, пожилые - длинную. Зимней мужской одеждой была овчинная шуба, набрасываемая на плечи или одеваемая в рукава. В дождливую погоду и в снег такие шубы выворачивали шерстью наружу во
избежание порчи.
Чечня была основным районом по изготовлению и продаже бурок. Белую бурку одевали в особых случаях и ценили дороже черной.
Опоясываться чеченский юноша начинал (если он вел себя достойно и не
имел физических, а также умственных недостатков) уже в 15 лет, а
«распоясывался» (т.е. ему считалось приличным ходить без пояса) в 65 лет, после чего он уже не мог быть подвергнут кровной мести.
Позором, в большинстве случаев смываемым только кровью, считалось, если с мужчины срывали пояс.


Абдулвахабова Б.Б.-А.
Украшениями мужского костюма были прежде всего пояс и газырницы.
Мужской пояс с украшениями из серебра
г. Назрань. Конец XIX в.
Со второй половины XIX века карманные часы стали престижным аксессуаром и дополнением мужского костюма. Их покупали на рынках ближайших городов. Со временем серебряные часы стали использоваться как вид подарка.

Силуэт женской одежды чеченцев был свободным, мягким и резко отличался от туго затянутых в груди костюмов некоторых северокавказских народов (карачаевцев, балкарцев, адыгов)

У вайнахских женщин в средние века платьев было несколько — нательное с короткими рукавами, верхнее нарядное (например, шелковое) и иногда было ещё одно верхнее из грубой шерстяной ткани.
Или же длинная рубаха и надетое сверху платье с широкими рукавами.

Форма ворота нательного платья имела не только практическое, но и магическое значение. К примеру, «открытость» (т.е. вертикальный разрез от горловины до талии) должна вызвать «открытость судьбы, перспективу счастья и рождения детей».

Абдулвахабова Б.Б.-А.
Верхние платья найденные в захоронениях были ярких цветов: красного, синего, зеленого или оранжевого.
Выбор цветов для покойных не случаен и связан с символикой.
Это одна из трудностей изучения древнего костюма — к повседневной одежде примешивается ритуальная символика.
Слово “красный” было предположительно связано с корнями слов “огонь”, “святой”, “дом” и “кровь”. Синий цвет был связан с небом. В одеянии покойника обязательно присутствовал зеленый цвет.
У ингушек в средние века существовал головной убор кур-харс, удивляющий всех путешественников своей формой.
Это был рогообразный высокий головной убор, который подвязывался шелковыми лентами под подбородком.
Женщины из зажиточных семей шили его из цветного шелка и бархата. Бедные – из простого материала, например, домотканой шерсти, и украшали меньшим количеством вышивки.
Но к XIX веку древние головные уборы остались только в сложнодоступных горных районах в порядке исключений.
кур-харс
XV—XVII века
височные украшения XV-XVI в.
Чечено-Ингушетия
В XVIII — первой половине XIX века женский костюм по всему Северному Кавказу состоял из платья-рубахи и штанов.
Вайнахские девушки и молодые женщины носили платья, собранные в талии с поясом. Пожилые женщины носили широкие платья без поясов.
А девочки 10-13 лет носили одежду похожую на бешмет, но пользовались матерчатым поясом или сложенным вдвое куском ткани.
Платье в области плеч и груди на ширину почти в пять пальцев расшито различным цветным шелком, шерстяной тканью или нитками. Верхняя юбка доходит до икр и держится благодаря поясу.
Под платье надевают длинные штаны, благодаря которым различают статус женщин, так как замужние носят штаны красного цвета, вдовы и старые женщины — голубого, а девушки — белые; все они в том месте, где касаются лодыжек, великолепно пестро прошиты и обшиты черной каймой. Зимой все женщины ходят в сапогах, а летом — босиком.

Волосы у них подстрижены таким образом, что закрывают половину лба, остальную часть волос они заплетают в косы, которые ниспадают на спину и на плечи. Прическа замужних женщин иная: они делят волосы на две части-хвосты, и каждый хвост обвивается лентой или полоской шелковой, шерстяной или хлопковой ткани, затем эти хвосты толщиной в палец накручивают на голову, закрепляя краями лент.
Также женщины носят серьги – длинные, массивные, выполненные из меди, латуни или стекла.

Клапрот Ю. о костюме начала XIX века

В XIX в. в качестве повседневных головных уборов ингушские женщины использовали платки и шали. Предпочтительным цветом девичьей шали или платка был белый, но цвет мог быть и другим. Молодые девушки оставляли концы платка свободно спадающими на спину.
Для замужних обязательным элементом головного убора была чухта, поверх которой повязывали платок или шаль. Цвет чухты обычно был черным, старались, чтобы ее цвет гармонировал с общей цветовой гаммой костюма.
чухта под платком
украшения-застёжки
на груди
молодые девушки могли
не завязывать платок
В XIX – начале XX века в женском вайнахском костюме сохранялись как нашивные, так и отдельно надеваемые украшения. Украшением можно считать и круглые серебряные пуговки, которые пришивали на платья и нагрудные застежки, пришивавшиеся на платье, а позднее на нагрудник.
Спереди платье украшали поясными подвесками из той же ткани, что и нагрудник, украшенными вышивкой.

Праздничный костюм использовали и в качестве свадебного наряда.

От сглаза невесту накрывали белым непрозрачным покрывалом, которое снимали после ввода её в дом.
В ингушской традиции под эту непрозрачную ткань надевали тонкую вуаль, которая прикрывала лицо новобрачной, и только гости имели право поднимать вуаль и смотреть на невесту.

шапочку в форме усеченного конуса
носили молодые девушки до свадьбы
Ткани

Одежда ингушей в XVIII–XIX веках в основном изготавливалась из шерсти, кожи и льна. В XIX веке широкое распространение получило “чеченское сукно”, из которого шили черкески, башлыки и казачьи вицмундиры. Высокого мастерства вайнахи достигли в обработке кож. Почти все остальные ткани были привозными и покупались у армянских, персидских, русских, кумыкских и других купцов. Это были ситец, узорчатые ткани, парча, бархат, шелк и др. Из них шили праздничную одежду.

Источники:

1. Албогачиева М.С-Г. , Махмудова З.У. Одежда ингушей: история и современность.
2. Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогика чеченцев.
3. Гарсаев Л. М. Одежда чеченцев и ингушей XIX - начала XX вв.
4. Гарсаев Л.М., Гарсаева М. М., Ахматханова Л.Х. К вопросу о чеченской папахе (холхазан / сурам куй) как феномене этической культуры
5. Доде З.В. Отражение социальных ценностей в костюмах средневекового населения Северного Кавказа.
6. Клапрот Ю. Путешествие на Кавказ и в Грузию, предпринятое в 1807 и 1808 годах // Архивный вестник. Назрань, 2005. Вып. II.
7. Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия (1971)
8. Серия "Народы и Культуры" книги "Чеченцы" (Раздел Абдулвахабовой Б.Б.-А.) и "Ингуши" (Раздел Албогачиева М.С.-Г., Махмудова З.У.)

Онлайн-коллекция Кунсткамеры http://collection.kunstkamera.ru/
Онлайн коллекция Российского этнографического музея https://collection.ethnomuseum.ru/
Фотографии Никитина Д.А. 1881 г.
Фотографии Ермакова Д.И.
Чеченец и лезгин 1862 г. - Этнографическое описание народов России, 1862
Кур-харс - по Герасимову М.М (из надземного склепа у с. Фалхан)
Изображение на заставке - Юсупов Алимхан (Чечня, Галанчеж)
Осетинские костюмы
Реконструкция аланских костюмов
в Х–ХII вв.
В средневековом аланском обществе VII-X вв. мужчины и женщины носили одинаковую поясную одежду и обувь.
Формы головных уборов мужчин и женщин были различными.
Основным элементом, выражающим оппозицию "мужское - женское" в аланском костюме являлся пояс, вернее, его наличие в мужском комплексе и отсутствие в женском. Среди многочисленных значений пояса прежде всего выделяется признак того, что человек вооружен, то есть наделен определенной силой. В преданиях нартского эпоса особо подчеркивается, что пояс надевали только при наличии оружия.
Возрастных отличий в верхней одежде алан не было.

Доде З.В.
Аланский костюм имел черты хазарского костюма, а также черты, свойственные общетюркскому средневековому костюму.
Судя по археологическим находкам, мужской костюм состоял из коротких широких штанов, распашного кафтана, чулок, мягкой кожаной обуви и головного убора.
Во второй половине XI–XIII вв. Северный Кавказ оказался под мощным влиянием половцев.
Произошли изменения в мужском костюме – поверх длинного и плотного платья стали надевать верхнее, более легкое и короткое.

В XIII–XIV вв. Северный Кавказ входил в состав Золотой Орды.
Боктаг (бокка)
монгольский головной убор
Мыськов Е.П.
Правый запах одежды, женский головной убор боктаг и отсутствие пояса в женском платье, различия в форме женской и мужской одежды – монгольская традиция.

Левый запах или застежка «встык», стоячий воротник, наличие пояса в женском платье и головные уборы с коническим навершием, тождество кроя женской и мужской одежды – тюркские черты.

Доде З.В.
Объяснив различные влияния на аланский костюм, стоит перейти к описанию осетинского костюма.
К XVIII-XIX в. осетинский мужской костюм имел много общих черт с костюмами других народов Северного Кавказа.
Народная мужская одежда осетин состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. Главной составляющей комплекса мужского костюма была рубаха – хæдон. Рубаха, шившаяся из холста или домотканого сукна, одевалась под бешмет. Цвет ее был однотонный, чаще всего белый.

У осетин, как и у адыгов, кроме длинных узких рукавов, шились черкески с откидными рукавами, незашитыми от подмышки до локтя. Когда в отверстие продевалась рука, то рукав черкески висел сзади у плеча.
Чем длиннее полы черкески, тем старше мужчина. Также возраст в мужской одежде выделялся цветом, для одежды пожилого человека предпочтителен белый цвет.
Осетин в костюме XVIII века
Женские и мужские украшения костюма
из коллекции
Калоева Б.А.
В XIХ – начале ХХ в. были популярны узкие ремни с небольшой металлической пряжкой и таким же наконечником, на котором носили кинжал, мешочек с кресалом и трутом, пульницу и другие необходимые предметы. На пояс подвешивались кинжал, пистолет, иногда шашка. Праздничные пояса украшали многочисленными бляшками и украшениями разной формы. Носили пояс на черкеске, бешмете, а иногда и на шубе.

Шапка в глазах осетина – символ мужества, силы, отваги, а потому она должна быть на голове мужчины неприкосновенной. Это нарушалось, только в некоторых обрядах. Например, в свадебном обряде осетин, где жених – объект всеобщих шуток, существовал обычай воровать шапку у жениха, вернуть ее можно было только за большой выкуп.
В целом, орнаментировка мужского костюма была более строгая и скромная. Исключения делались для детского костюма. Когда мальчик достигал трехлетнего возраста, его в день пасхального четверга выводили в общество. К этому знаменательному дню для него готовили полный комплект одежды.

Андиева Р.Ф., Андиев Б.Ф.
Осетинки
1881 г.
Женский костюм претерпел много изменений со средних веков. Если у аланов женщины не носили поясов, то в традиционном осетинском костюме пояс становится важной частью женского костюма.

Осетинки начинали носить пояс с начала брачного возраста. Пояса могли быть из разных материалов: например, в конце XIX века были распространены пояса из кожи или галуна с металлическими украшениями.
Но, по-видимому, в XVIII – первой половине XIX века, в отличие от мужчин, пояс для осетинок не являлся обязательной частью одежды.
В XVIII — первой половине XIX в. женская одежда состояла из рубахи и штанов, платье-рубаху шили из белого, синего или красного холста. На праздники поверх рубахи надевалась верхняя одежда.
В конце XIX – начале ХХ в. поверх ее уже считалось обязательным надевать распашное или закрытое платье.
Тогда женский костюм стал состоять из рубахи, корсета, короткого кафтана, распашного платья, шапочки (худ) и фаты (хыз).
Молодые осетинки в конце XIX века
Схожие черкесские
нагрудные застежки
из Российского Этнографического
музея

На рубаху (молодые девушки на корсет) надевали кафтан похожий на мужской короткий бешмет, но с металлическими застежками на груди. Он мог быть темно-красный, темно-синий, голубой или зеленый. Пожилые женщины чаще предпочитали черный кафтан или темных оттенков. Как праздничную одежду кафтан украшали вышивкой и изготавливали из красивой ткани. Но самой красивой частью кафтана были металлические застежки, которые у молодых девушек оставались видны в вырезе платья. В более поздних вариациях кафтан мог быть украшен только золотой вышивкой, орнамент играл роль оберега.
Нагрудник и другие части кафтана, как нарукавники и поясные подвески, затем становятся отдельными украшениями, заменяя сам кафтан.
Кафтан появлялся, когда девушка вступала в брачный возраст и впервые выходила на танцы. Это нарядный костюм к «первому балу».
Женщины как средних лет, так и пожилые металлических застежек не носили. Через вырез платья у них был виден кафтанчик, застегнутый на мелкие пуговки, или рубашка. Часто они шили платья без выреза на груди, с застежкой от горла до талии.
Осетинские праздничные платья
из коллекции Калоева Б.А.
двойной рукав
Одновременно сосуществовали платья разного кроя.
В конце XIX – начале XX в. на распашных платьях появился двойной рукав, который можно считать специфическим для осетин.
Особенностью осетинских женских платьев являлось наличие не только застежек из шнурковых пуговиц и петель, но и завязок из тесьмы или шнура.
Были и платья с рукавами-лопастями, это связано с адыгским влиянием.
Лопасти могли доходить до подола платья, поэтому такое платье было либо праздничным, либо его носили женщины высшего сословия, которым не нужно было работать. Затем лопасти преобразовались в отдельные подвески, которые привязывались к рукаву.
Праздничный костюм девушки был одновременно и свадебным, но отличался от первого только большим платком, закрывавшим голову и фигуру невесты. Будничная одежда девушки была значительно ближе к одежде замужней женщины. Одежда замужних женщин после рождения первого ребенка претерпевала большие изменения.
Головной убор обычно состоял из двух платков, при этом верхний часто не завязывали, а просто накидывали на голову, спуская концы спереди или на спину. Иногда поверх него на лоб повязывали третий платок, сложенный в виде полос. Замужние женщины покрывали волосы нижним платком, завязывая его концы узлом на затылке, а старухи – перехватив концы платочка на затылке, завязывали их узлом выше лба. При выходе на улицу поверх нижнего тонкого платка накидывали на голову большой вязаный или шерстяной платок (шаль). Эта манера носить платки сохранялась в Осетии вплоть до ХХ в.
Как носили платки взрослые женщины
конец XIX в.
В XVIII – первой половине ХIХ в. девичьим головным убором осетинок являлись небольшие круглые шапочки, похожие на мужские. Их шили из грубого серого или белого холста или из цветных красно-сине-зеленых лоскутков.
Во второй половине ХIХ – в начале ХХ в. форма изменилась. Шапочки в виде усеченного конуса с плоским дном стали частью праздничного костюма девушек до рождения первого ребенка.
шапочка в форме
усеченного конуса

Рукава-лопасти
В Северной Осетии праздничную одежду вышивали золотой нитью, а в высокогорной части Южной Осетии использовали технику аппликации.

Орнамент вышивки на мужской одежде чаще был геометрическим, берущим начало от звериного (зооморфного) мотива. Женскую одежду чаще украшали растительным орнаментом и мотивами имеющими магическое охранное значение. Как например мотив Священного Дерева Жизни.

Осетинские женские шапочки, украшенные золотой вышивкой
Именно в орнамент вобрал в себя черты самых разных культур, которые влияли на формирование культуры Осетии и формировали её. В осетинском орнаменте есть черты скифо-сарматской, аланской, иранской культур.
осетинский орнамент
Особое место в осетинском отводится ликам солнца, которое приносит тепло, свет, жизнь и радость, рождение нового мира и доброго начала. С другой стороны, солнце рассматривается как вредоносный источник, уничтожающий пастбища и посевы своими жгучими лучами, иссушая воды.

Цветовые символы способствуют понять многие национальные традиции народа Северной Осетии. Рога белого барана – символ белого света, черные рога – подземный мир. Белый цвет – цвет жрецов, красный – воинственный, желтый – хозяйственный: цвет зерна, меда и жира, плодородия.

В осетинском орнаменте прослеживается цифровая символика.
Число «три» - символизирует троичную организацию пространства.
«семь» – священное число, символизирующее четыре стороны света и три зоны мира. Культ семи святых («авд дзуары») отображается в орнаменте в виде частоты повторений элементов.

Тедеева Т.Т.
змея - символ обилия в хозяйстве
и мудрости ведения его
Источники:

1. Андиев Б.Ф., Андиева Р.Ф. Осетинский орнамент: альбом
2. Атаева М.Э. Семиотика осетинского народного костюма
3. Бесолова Е.Б., Абаева Ф.О. Отражение в семантике цвета национального менталитета в обрядовом тексте осетин.
4. Доде З.В. Отражение социальных ценностей в костюмах средневекового населения северного Кавказа.
5. Мыськов Е. П. О некоторых типах головных уборов населения Золотой Орды
6. Серия «Народы и Культуры», «Осетины» (Раздел Гостиевой Л.Б.)
7. Тедеева Т.Т. Семиотический подход к исследованию традиционного осетинского орнамента.

Реконструкция аланских костюмов Х–ХII вв. З.В. Доде. В кн.: Кузнецов В.А. Путешествие в древний Иристон
Онлайн-коллекция Российского этнографического музея https://collection.ethnomuseum.ru/
Онлайн-коллекция Кунсткамеры http://collection.kunstkamera.ru/
Фотографии Никитина Д.А. 1881 г.
Изображение на заставке - Павел Макляровский
адыгские костюмы
знатный черкес
черкесский воин
Мнение большинства исследователей сходится на том, что черкесы очень сильно повлияли на формирование общекавказского костюма.
Это же отмечали многие путешественники. Уже в костюме XVII-XVIII вв. можно увидеть узнаваемую традиционную одежду и отражение стандартов красоты.

Конец XVIII в.

У черкесов в обычае стягивать талию с раннего возраста так сильно, насколько это возмож­но, поясом, на котором висит сабля, вследствие чего они очень тонки от пояса до груди. Я заметил у них также, что их ноги необычайно малых размеров, потому что они стискивают их в сафьяновых туфлях, которые придают им облик танцоров.
На голове, остриженной по польской моде, носят вы­шитый колпак из стеганого хлопка, в форме арбуза, но иногда более низкий и украшенный серебряными и золотыми нитками, особенно у богатых;

Верхняя одежда, шитая из сукна или другого прочного тканого полотна, несколько короче нижнего платья, имеет разрезанные открытые рукава, отороченные мехом. Штаны имеют наколенные ремни, связываемые маленьким шнуром или шитьем, которое женщины очень умело изготавливают из серебряных или золотых нитей. Когда князь или уздень появляется в гостях в полном об­лачении, он украшает себя полным снаряжением и гербовым щитом, и поверх всего надевает иногда дополнительно кольчугу. Эта кольчуга изготавливается из гладких стальных колец, они привозятся из Персии или из Кубачей.

Петер-Симон Паллас
позднесредневековые изображения черкесов

При этом мужчины не любили цветастую одежду.
Хан-Гирей писал, что адыги считали неприличным пышно и ярко одеваться и старались более щеголять вкусом, чем блеском. Об их утонченной эстетике одежды также писал венгерский ученый Жан-Шарль де Бесс, побывавший в 1829 г. с экспедицией на Северном Кавказе:

«Одежда черкесов, перенятая в настоящее время всеми жителями Кавказа, легкая, элегантная и наилучшим образом приспособлена для езды верхом и военных походов».

Кабардинцы были своего рода «законодателями» моды,

в особенности для феодальной верхушки народов-соседей

Кабардинцы богаче других народов и поэтому одеваются все несравненно богаче: многие почетные и богатые люди носят богатые бархатные пунцовые кафтаны, шитые золотом и серебром. Этот костюм чрезвычайно великолепен и красив; но это не есть костюм джигита: джигит одет просто, но любо смотреть, как все части его костюма и вооружение хорошо пригнаны, как всё опрятно, щегольски, чисто как черкеска обтягивает стройное тело; как талия перетянута красивым ремнём с серебряными украшениями; как шашка и пистолет ловко подвешены на своих местах — ничто у него не брякает, не помешает его движениям.

Милютин Д.А. в 1830-х годах
натухаец
черкес
кабардинец
Иллюстрации Г.Гагарина XVIII-XIX века
У адыгов цвет обуви отражал социальное положение её владельца.
Так, К.Кох пишет: «Туфли красного цвета — у князей, желтые — у дворян, и из простой кожи — у простых черкесов шьются точно по ноге, со швом посередине и не имеют подошвы».

Чевяки шьются обыкновенно несколько меньше ноги и, перед надеванием, предварительно отмачиваются в воде, натираются внутри мылом и, сырые, натягиваются на ногу, подобно перчаткам. Надевший новые чевяки, должен выжидать, лежа, пока они, высохнув, примут форму ноги. Под чевяки впоследствии подшивают самую легкую и мягкую подошву.

Дубровин Н.Ф. в 1869 г.
кабардинец
У адыгских женщин в XVIII - в начале XIX вв. рубаха служила в основном нижней одеждой, поверх которой надевалось платье или кафтанчик.
Летом они могли ходить только в рубахах и штанах.


Конец XVIII в.

Женская одежда одного покроя и стиля, пока они не родят первого ребенка, после чего они покрывают голову белым платком, плотно охватывающим голову и завязываемым под подбородком.
Поверх сорочки девочки носят вышитый камзол, а юбка, достигающая лодыжек, разрезана по всему фронту и похожа на мужскую одежду, но замужние женщины носят широкие шаровары.
Рисование лица у них рассматривается как отсутствие воздержанности, но девочкам разрешается красить ногти соком цветка бальзамина, который на их языке называется "кна". Их головной убор состоит из колпака, очень похожего на мужской; под ним они укладывают волосы в тонкие косички и покрывают сверху тканью.

Петер-Симон Паллас
башмачки-ходули
нагрудные украшения
Важной частью женского костюма был корсет, носили его и бедные и богатые, отличалось только внешнее убранство. Эта мода была затем перенята другими соседними народами. Хотя Дубровин Н.Ф. в середине XIX в. писал, что некоторые "шапсугские фамилии и абадзехи" не носили корсеты.

По обычаю девочек в возрасте 10-12 лет стягивали корсетом или широкой лентой из невыделанной кожи. Корсет девушка носила до первой брачной ночи.

Если в первую брачную ночь мужу не удавалось развязать корсет, то он не имел права притрагиваться к молодой

(это было сильное оскорбление его чести)

Черкесский корсет XIX века
из кожи и красного сафьяна
без деревянных вставок
Праздничной обувью были деревянные башмачки-ходули. Судя по аналогичной арабской обуви, они попали на Северный Кавказ через взаимодействие с турками. Носили их только женщины из княжеских фамилий. Обувь эта имела четкое социальное назначение: такая женщина, появляясь на свадьбах или других торжествах, как бы возвышалась над толпой других женщин. «Ходули» к тому же предохраняли легкую сафьяновую обувь от сырости и грязи.
В XIX в. женский костюм стал более женственным, изменился головной убор. Хотя платье продолжило внешне напоминать мужскую черкеску по силуэту, крой платья усложнился.

Как отмечал исследователь Мальбахов Б.Х., в одежде богатых женщин широко использовались привозные ткани – шелк, бархат, атлас, они расшивалась золотыми и серебряными нитями, галунами, украшалась серебряными нагрудниками и подвесками.

Часто использовались ткани темно-красной расцветки, категорически запрещенные в платье простолюдинок. Как и в случае с красной обувью, цвет отличал высшее сословие от низшего.
Будничный костюм крестьянки был совершенно иным – он шился, как правило, из домотканого шерстяного сукна или дешевой бумажной ткани, почти не украшался вышивкой, богатый нагрудник заменялся пуговицами.
Однако праздничный и, в первую очередь, свадебный костюм даже бедной женщины отличался торжественностью и нарядностью.
адыгейский праздничный костюм

Середина XIX в.

Поверх широких суженных книзу шароваров, надевается длинная белая рубашка, разрезанная на груди, с широкими рукавами и небольшим стоячим воротником. По талии рубашка стягивается широким поясом. Сверх рубашки надевается шелковый бешмет какого-нибудь яркого цвета. Бешмет шьется короче колена, полуоткрыт на груди и украшен застежками.

Из-под шапочки вьются всегда распущенные по плечам волосы и придают много прелести костюму и красоте девушки. Черкесы не скрывали своих девушек. Девушки не носили покрывал, бывали в мужском обществе, плясали с молодыми людьми и свободно ходили по гостям. Каждый мог видеть девушку и прославлять её красоту. Замужние же женщины были скрыты для постороннего глаза.

Дубровин Н.Ф.
В результате влияния армянских мастеров-ювелиров, переселившихся на Северный Кавказ в 1830-1870-х годах, традиционная кабардинская женская шапочка, покрытая бархатом и полосами галуна, стала изготавливаться с позолоченным навершием.
кабардинка
конец XIX века
головной убор
дар русской императрице
1888 год
нарукавная подвеска из шелка,
украшенная золотой вышивкой
привязывалась выше локтя
Часто центром композиции орнамента нарукавника являлся ромб, вокруг которого наращивались более легкие второстепенные элементы - бараньи рога, кружки, трилистники.


«Прорастание» «роговидных» мотивов побегами, листьями, плодами иногда изменяет до неузнаваемости этот древний мотив, являющийся одним из основополагающих в орнаментике адыгского декоративного искусства.

Мальбахов Б.Х.
1908 год
В абазинском женском костюме было больше аксессуаров и украшений, чем в черкесском костюме. Помимо нагрудника, на верхнее платье надевались и другие ювелирные украшения, в частности серебряные пластинки, соединенные между собой цепочками в один и два ряда. Серебряные пластинки отделывались чернью, зернью с позолотой, вставками из полудрагоценных камней или цветного стекла. Молодые девушки носили на груди на серебряной цепочке также трех- или четырехугольные медальончики.
Абазинки
вторая половина XIX в.
Девичью шапку носили до рождения первого ребенка, после чего
женщина надевала на голову трехугольный платок (хъарпхьа) так,
чтобы не были видны волосы. Концы платка пропускались сзади под
волосы, перекрещивались на затылке и завязывались на темени.
В доме и во дворе женщина могла находиться в одном нижнем
платке, но, выходя на улицу или появляясь в обществе, она должна была
покрыть голову большим верхним четырехугольным платком — в
зависимости от погоды плотным или легким.

Кунижева Л.З.
Особой траурной одежды у абазин не было. В качестве траурной одежды носили тот же костюм, мужской и женский, но более темных расцветок и без ювелирных украшений. Мужчины до поминок не брили бороду, а в летнее время не носили светлой войлочной шляпы.
платок поверх шапочки
украшенный пояс
Источники:

1. Дубровин Н.Ф. Черкесы (Адиге). 1869
2. Жена черкеса "Кавказъ" 1847 (11) О быте, нравахъ и обычаяхъ атыхейскихъ племенъ. "Кавказ" 1849 (36) Воспоминания кавк. офиц. "Рус.вести" 1864 (12)
3. Мальбахов Б.Х. Традиционные особенности адыгского народного костюма.
4. Монография "Абазины" раздел "Одежда" (Кунижева Л.З.)
5. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Ф. 169: Личный фонд Д.А. Милютина. Карт. 81: Материалы по истории Кавказа.
6. Петер-Симон Паллас "Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства" 1793-1794 г. (Перевел с английского Аталиков В.)
7. Студенецкая Е.Н. К вопросу о национальной кубанской одежде. // Ученые записка. – Т. IV., - Нальчик. 1948.
8. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа ХVIIIХIХ вв. – М.: Наука. 1989.
9. Студенецкая Е.Н. Украшение одежды у кабардинцев (ХIХ-ХХ вв.). // Ученые записка. – Т. V., - Нальчик. 1950.
10. Уарзиати В. С. Культура осетин: связи с народами Кавказа. Орджоникидзе, 1990.
11. Demoraine "Le monde historie tous les peuples depuis les temps les plus recules" 1859

Онлайн-коллекция Российского этнографического музея https://collection.ethnomuseum.ru/
Онлайн-коллекция Кунсткамеры http://collection.kunstkamera.ru/
Онлайн-коллекция Исторического музея https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT
Фотографии Никитина Д.А. 1881 г.
Изображение на заставке - Ассир Битохов
Балкарские и карачаевские  костюмы
По отношению к Карачаю мы не имеем описательных и иллюстративных данных ранее первой половины XIX в., подобных тем, которые известны для осетин и, в особенности, для адыгских народов, благодаря побывавшим у последних путешественникам и ученым. К этому же периоду (II пол. XIX—XX вв.) относятся и музейные коллекции и полевые материалы. Это не позволяет восстановить с достаточной полнотой и достоверностью путь развития одежды карачаевцев на более ранних этапах.
\
балкарские старейшины 1885 г.
Комплекс мужской одежды в основном общий для всех народов Северного Кавказа.
Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески. Походной одеждой служила бурка. На ногах носили ноговицы из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подъеме ) или с подошвой, сплетенной из ремней. Носили также войлочные чулки, мягкие носки из сафьяна (месси). Бытовал пояс из кожи с металлическим набором. Пастухи носили одежду из войлока.

В качестве тёплой одежды носили овчинную или меховую шубу (тон).
Богатые люди носили крытые шубы с тщательно подобранными шкурками определенных возрастов овец. До пояса и в рукава вшивали более мохнатую овчину взрослых овец, а от пояса вниз, где шуба лежала сборками, подкладывали шкурки молодого барашка. Самые красивые шкурки клали вдоль распаха. В такой шубе ходили в мечеть, на похороны, свадьбы и даже на танцы. Делали шубы и на волчьем меху.
войлочная шляпа
низкая папаха
Войлочные шляпы носили летом, в особенности пастухи, косцы.
Меховые шапки-папахи шились из овчины, молодого барашка или каракуля, в зависимости от благосостояния хозяина и назначения шапки — будничная или парадная, выходная. Одновременно с ними носили папахи более низкие, с простым длинным мехом. В начале XX в. появилась мода на каракулевые папахи средней высоты, слегка суженные кверху, а примерно с 20-х годов начали носить каракулевые папахи с плоским суконным донышком, слегка расширяющиеся кверху.

Повседневные женские рубахи шили из бумажной ткани неброских цветов, а в начале XX в. иногда из ситца с мелким рисунком, праздничные из тонкого одноцветного шелка темно-красного, желтого, реже синего или белого цветов. Очень любили шелк с отливом. У парадных рубах рукав книзу расширялся, часто обшивался галуном. Он достигал длины до колеи и ниже и был виден из-под рукава платья. Под рубашку надевали штаны, покрой которых совпадал с покроем мужских штанов, но иногда штанины делались более широкими. Внизу они заправлялись в сафьяновые носки (месси) или в обувь. Штаны шили из бумажной ткани разных цветов, часто темно-красной, иногда с цветами. Как и у других народов Северного Кавказа, в понятие полного женского костюма обязательно входили платье и кафтанчик.

С 10—12 лет на девушку поверх рубахи надевали кафтанчик, по покрою повторявший мужской бешмет.
Интересно его наименование - кюбетюб. Кюбе — кольчуга, тюб — низ — перевод звучит как подкольчужник, что явно указывает на мужское назначение подобного кафтанчика.
женский кафтанчик
Позднее кафтанчик распадается на отдельные элементы
В конце XIX в. на Северном Кавказе распространились платья с рукавами-лопастями. Позднее рукава стали делать короткими, а лопасти, украшенные вышивкой, прикрепляли к ним по торжественным случаям.
Эти лопасти у карачаевцев и балкарцев называются “къанатла” - крылья.
Они считались символом молодости и свободы.
После свадьбы девушки из простых семей “крылья” снимали. Только женщины княжеских и дворянских фамилий носили эти длинные рукава постоянно, подчеркивая свою принадлежность к высшему сословию.

Кудаев М.Ч.
Основными орнаментальными мотивами были - ромб, кружки, треугольники, трилистники. Часто центром композиции нарукавника являлся ромб вокруг, которого наращивались более легкие второстепенные элементы - бараньи рога, кружки, трилистники. Со временем ромб постепенно потерял свое господствующее положение в центре композиции нарукавной подвески, уменьшился в размерах, а затем уступил свое место цветочным мотивам.
Таким же образом расшивались платья черкешенок, кабардинок, адыгеек и балкарок, но по характеру орнамента карачаевские и балкарские платья выделялись монументальностью, и массивностью вышивки, преобладанием золотых нитей в шитье над серебряными. Нарядные платья шили чаще всего из бархата — темно-красного, реже зеленого и синего цветов или из плотного шелка — гладкого или с жаккардовым узором.
Во время танцев широкие рукава развеваются по воздуху, напоминая крылья фантастической птицы.

Кудаев М.Ч.
шелковое платье
начало XX века
Помимо вышивки на рукавах, платья и кафтанчики украшали подвесками, которые пришивались к рукавам или на груди на месте разреза. Иногда на рукавах же носили цепочки, соединенные у локтя и кисти бляшками.
А, судя по могильникам XIVXVIII вв. на женскую одежду нашивались бубенчики, а иногда служили застежкой. Это было также характерно аланским костюмам.
нашиваемые нагрудные украшения
Замужние девушки носили къаптал — тип верхней одежды, стеганной на вате. Он также повторял покрой черкески, но довольно часто шился с коротким до локтя рукавом, чтобы меньше стеснять движения. Къаптал шили чаще всего из плотной шелковой или бумажной ткани, на ситцевой подкладке.
Одежда такого типа имелась и у кабардинцев, но, видимо, из-за более сурового климата горных районов, в Карачае, как и в Балкарии, она была распространена гораздо шире.
Къаптал молодых замужних женщин был довольно ярких цветов, чаще всего красного разных оттенков. Надевали поверх платья или вместо него.

къаптал
тон-шуба
В Карачае бытовали и женские шубы-тон, по только у замужних женщин. Праздничные шубки богатых молодых женщин шили из бархата, плотного шелка, украшали галунами, подбивали беличьими шкурками или мерлушкой. Иногда ворот борта и подол окаймлялись мехом. Рукава делались короткими до локтя.
Но чаще для тепла просто надевали несколько платьев одно на другое и накидывали на плечи толстую шерстяную шаль типа пледа.
Женская обувь почти не отличалась от мужской.
Почти все виды мужской обуви носили и женщины. Кроме того, они надевали башмакъ — туфли без задников на каблуках с кожаной, а иногда деревянной подошвой. На свадьбу надевали высокие деревянные подставки на двух ножках, украшенные металлом. Такие же туфли-ходули носили и адыги.
Одним из важнейших элементов женского костюма являлись платки, шали, позднее — шарфы. Они составляли основу женского головного убора, состоявшего из 1, 2, а иногда и 3-х платков; шали накидывались на плечи, заменяя пальто; платок или шаль пожилые женщины повязывали вместо пояса. Они входили в приданое, служили свадебными подарками.

Молодая замужняя женщина носила шапочку всегда с платком, только
после рождения первого ребенка она ее снимала и надевала платок.
Обычай этот назывался “баш байлаб къайтыу” (возвращение с повязанной
головой). Некоторые карачаевки и балкарки носили и ленту
для волос - широкую белую полоску ткани с вышивкой. Ею плотно обматывали каждую косу, а потом их перевивали подобием толстого шнура и
внизу закрепляли.
Парадным праздничным головным убором девушки в XIX веке была “окъа бёрк” (золотая шапка), отделанная галуном и золотым шитьем. Шапочка считалась принадлежностью праздничного девичьего костюма и надевалась на свадьбу и танцы. Такие шапочки стоили дорого и были не во всяком доме. Иногда их брали на время у соседей или родственников. Поверх шапочки надевали сложенный углом большой платок, опуская два его конца на грудь или заматывая вокруг шеи. Платки были разных цветов и качества, но у девушек всегда шелковые.
шапочка с узлами

шапочка
засватанной девушки

куполообразные шапочки

шапочка
княгини
Важную роль играл белый шелковый платок в свадебных обычаях.
По традиции голову невесты накрывали 3-7 платками, а так же по одному платку она держала в каждой руке. Молодые люди, родственники жениха, танцуя вокруг невесты, снимали поочередно платки, оставляя только нижний, плетеный из тонких шелковых нитей. Эти платки дарили незамужним сестрам и племянницам жениха.
Повседневный головной убор замужней женщины у карачаевцев и балкарцев
представлял собой сочетание нижнего платка с верхней шалью. Карачаевские
и балкарские женщины после выхода замуж и рождения ребенка
носили черный платок, повязанный особым образом так, чтобы на темени
располагался крупный узел - “чох

Текеев К.М.
чёрный платок с узлом
замужние женщины с детьми
молодая девушка
Пояса из широкой полосы галуна или бархата на кожаной основе с массивной серебряной пряжкой-«доской» были распространены на Северном Кавказе. Стиль первой половины – середины XIX в. – это лаконичный рисунок по серебру (геометрического и очень сильно стилизованного растительного характера) с использованием неглубокой гравировки, черни и позолоты, обрамление элементов пряжек полосами и камнями.
карачаевский пояс из села Карт-Джурт
середина XIX века
браслет-манжет к платью
из села Учкулан
начало XX века
часть украшения на полы кафтанчика
начало XX века
\
Источники:

Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев.
Лавров Л.И. Карачаевцы.
Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения.

Изображение на заставке https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D0%B8%D1%8F.jpg

https://humus.livejournal.com/3267513.html

дагестанские костюмы

Дагестанский костюм совмещал северокавказские и среднеазиатские черты

Наиболее раннее письменное упоминание дагестанской одежды относится к XII веку. Арабский путешественник описал горцев Дагестана так:
“одеваются...из-за сильного холода в меха, а кроме того, на них тяжелые накидки
Более подробно в XVII веке путешественник Олеарий А. писал, что
“они ходят в длинных кафтанах, а поверх надевают войлочный плащ

Обыкновенный костюм дагестанского горца составляют: короткая рубаха, шаровары весьма узкие внизу, бешмет и черкеска из серого, белого или темного домашнего сукна с патронами на груди.
Бешмет застегивается крючками, а черкеска, обрисовыющая стройную талию мужчины, туго перетянута кожаным поясом с металлическими украшениями, у людей богатых и зажиточных с серебряным убором. Спереди на поясе висит кинжал, он не снимается никогда. Даже дома сняв с себя черкеску, горец опоясывает себя поясом с кинжалом поверх бешмета.

Дубровин Н.Ф. о костюме 1860-х годов.
аварец
1883 год
Одежда у Горцев состоит из следующего: нижнее платье довольно узко; сверху они надевают черкеску, а некоторые чуху (полукафтанье), с двумя на груди патронташами. Подпоясываются кожаным ремнем, усеянным разными металлическими под чернью бляхами. Шапки носят из бараньих смушек, или круглые, шерстью внутрь, или конической формы, на подобие Персидских, но ниже их и шире вверху. Обувь состоит из кожаных поршней, под которые иногда подвязывают железные треугольники, с тремя остриями, для удобности ходьбы по горам, особенно в зимнее время. Теплую верхнюю одежду составляют бурки и верблюжьи шубы, с весьма длинными рукавами.

Неверовский А.А.
Костюм жениха не сильно отличался от нарядного костюма. Он состоял из белой рубашки, темных штанов, бешмета, черкески и мягких сафьяновых сапог (красных, жёлтых или чёрных) с кожаными галошами. Зимой жених надевал овчинную шубу. В некоторых народах костюм для жениха шился в семье невесты.
У хунзахских аварцев жених надевал особую безрукавку из красной ткани. У других групп аварцев жених и его друзья носили через плечо длинное кумачовое полотенце, которое выделяло их из толпы и означало «молодость и невинность жениха».

Высшая знать во многом подражала одеянию правителей восточных стран,

особенно Персии и Турции.

Зимой мужчины надевали овчинные шубы разных покроев.
Шубы не имели карманов и застёжек. В прошлом большие овчинные шубы нередко заменяли горцу и одеяло.
Обычно каждая семья имела по несколько шуб.
Когда было холодно шубы запахивали, в общественных местах шубы часто подпоясывали. Шубы-накидки без рукавов носили мужчины любого возраста. У даргинцев этот вид шубы не имел широкого распространения.
Были и шубы-накидки с узкими рукавами, которые использовали как карманы.
аварцы
лезгин
лакец
карманы
кумык
Лучшими мастерами-шапочниками считались лакцы и даргинцы.
До XIX века дагестанцы чаще носили меховые шапки, реже - башлыки и войлочные шляпы. Но в XIX веке башлык становится неотъемлемой частью костюма. Ночные шапки носили только пожилые люди ночью или днём в домашней обстановке.
даргинские папахи
кумыкская папаха
ночные шапки
Маленькие мальчики помимо меховых шапок носили шапочки по типу тюбетеек, их шили из ярких тканей и украшали. Особенно нарядными были детские тюбетейки предгорных даргинцев и кумыков.
Лакский детский головной убор представлял из себя длинную тканевую полоску, которую завязывали на голове, самая украшенная часть полоски приходилась на лоб и темя.
детские тюбетейки
лакский детский головной убор
С двух-трех лет мальчики начинали носить штаны и рубашки. Дети также носили бешметы и шубки. Детские бешметы и кафтанчики были более яркими, чем у взрослых, и отделывались дорогими тканями.

даргинский детский кафтанчик
село Кубачи
конец XIX века
Украшения, бляшки и монеты нашивались на детскую одежду со всех сторон. Множество элементов и хаотичность их расположения создавали единый «панцирь» магической защиты ребенка.
Эта специфически детская вещь могла использоваться не одним ребенком, а передаваться для вновь родившихся в семье младенцев.

(аннотация Этнографического музея)

Нередко костюм горянок даже близлежащих аулов разнился в деталях. Костюм женщин отдельных этнографических групп различался и по цвету тканей, по орнаментации элементов одежды.

При изготовлении женской одежды чаще использовались покупные ткани, привозимые из стран Закавказья, Передней Азии (Персия, Турция, Афганистан), Средней Азии (Узбекистан), Южной (Индия) и Восточной Азии (Китай). Важным торговым центром в приморском Дагестане издавна был Дербент, а с XVIII в. у всех дагестанок пользовались большой популярностью разных цветов шелковые платки азербайджанского производства, которые носились с нарядной одеждой.

Разнообразными были дагестанские костюмы ещё и из-за климатических условий. Если на равнине и в предгорье в традиционном женском костюме отсутствовали овчинная шуба, штаны и вязаные сапоги, то в горах и в высокогорье эти элементы одежды были обязательны.
Чухта – специальный головной убор, состоящий из чепца и мешочка для волос, известного всем народам Дагестана.

Традиция закрывать волосы относится к глубокой древности и объясняется тем, что в народных поверьях волосы представляли собою обитель души человека и источник злой или доброй силы. Через волосы же можно было нанести магическим путем вред человеку. С этим связано и этическое воззрение: покрытая голова — символ благополучия, простоволосость — знак горя, великой скорби.

чухта со спины без верхнего покрывала
В рамках дагестанской традиции доминантным являлся красный цвет. Обязательным в одежде женщин всех возрастов был элемент одежды красного цвета. Красный кушак на платье являлся этнической чертой одежды многих аваро-андо-дидойских народов.
Белый, красный и черный цвета господствовали и в свадебных церемониях.
Женщины народов горного Дагестана предпочитали массивные украшения. Они изготавливались местными мастерами-ювелирами, в первую очередь кубачинцами и аварцами.
браслет из села Кубачи
вторая половина XIX в.
аварские украшения из села Чох
конец XIX в.
Кольца делались с крупными щитками разных форм, но предпочтение отдавалось полушаровидной форме, отсылающей к распустившемуся цветку или к бутону.

(из аннотации Этнографического музея)
бежтинка
багулалка
ботлихинка
андийка
костюмы аварской группы
гидатлинка
тиндинка
арчинка
Аварский костюм отличается от других дагестанских костюмов формой и декором головного убора, отделкой платья-рубахи и способами его ношения, формой обуви, и использованием широкого матерчатого пояса – кушака.
Платье-рубаха было очень длинным, почти до пят, поэтому у аварцев существовали варианты его ношения: по бокам платье вправляли в штаны, образуя спереди и сзади драпировку; подол платья спереди заправляли под кушак.
кушак
В разных селениях платья украшали по-разному.
Например, женщины селения Тлярош украшали платье аппликацией с изнанки, нашивая цветные прямоугольники по низу, таким образом, что когда аварка заправляла подол платья под кушак, была видна эта аппликация.
Некоторые аварские народы (Ругуджа, Карата) нарядные платья украшали массивными серебряными пластинами ювелирной работы. Аварки носили штаны длинные и зауженные к низу, цвет штанов был темным.
аварка
1883 год
Можно представить себе ругуджинскую невесту, надевшую все эти старинные украшения: от темени до подола рубахи сплошное, звенящее, покачивающее от движений причудливое серебро.

Шиллинг Е.М. о наряде аварской невесты
аварский свадебный костюм
Женский костюм аварской группы народностей отличался простотой покроя. В основном костюмы были темных цветов, но с яркими дополнениями: поясами, цветными чухтами, головными покрывалами и красочными массивными украшениями. Наиболее длинные пояса (4-5 метров) носили молодые женщины, а пожилые носили более короткие.


Гитадлинки нарядную одежду шили из разноцветных тканей и носили ее с широким ремневым поясом с медной литой пряжкой и свинцовыми украшениями. К височной части чухты нашивали серебряные литые круглые бляшки – киIкал. Их размер уменьшался в зависимости от возраста. Самые большие бляшки носили незамужние девушки. Гидатлинки украшали налобную часть литой изогнутой пластиной, повторяющей форму лба, с изображением птиц, звезд, лошадей.
височные украшения
гидатлинок
Арчинки дважды подпоясывали платье-рубаху матерчатым цветным поясом. Под платье надевались длинные широкие штаны. Головной убор украшали несимметричной, покрытой монетами нашивкой.
арчинка
из архива Магомедханова М.М.

В Ботлихе, было распространено так называемое «рогатое» чухту.
Чухту ботлихинки является ближайшим аналогом чухте андийки.
Состоит из маленькой подушечки шириной в 2-3 дюйма, которую кладут поверх головы так, что подушечка выступала надо лбом; к выдающимся с обеих сторон головы рогообразным концам подушечки приделаны громадные висячие кольца. Подушечку эту покрывают большим платком, спускающимся на спину.

Тан К.Ф.
девушки из
с.Ботлих
В отличии от ботлихинской чухты, у андийской имелся треугольный разрез, который открывал лоб.

Поляк К.Калиновски, посетивший Дагестан во второй половине XIX в., описал андийский женский костюм - состоящий из шароваров, рубашки и колпака. Он отметил, что андийки носили наряд странной формы на голове, спускающийся аж до земли по спине в виде узких стеганых одеял.

Если женщина что-либо просила у людей, сняв с себя чухту и добавив
«гьонор рухиб чухту- кlазилхъи чlало!» («во имя этого чухто-кази»), ее просьба удовлетворялась - останавливались распри, убийства, драки, т.е. исполнялось все, что бы женщина ни называла, вплоть до развода, если она требовала этого.

Шиллинг Е.М.
головной убор андийки
Андийки вообще не подпоясывались, а лишь частично заправив рубаху у пояса. В старину как праздничная одежда у андиек было распространено приталенное платье кумыкского типа, но оно встречалось у знатных зажиточных женщин.
В покрое платья жительниц с. Гагатль есть деталь - нарочно удлиненный и заостренный конец подола, как шлейф сзади.
Аварки плоскостных и предгорных народов одевались почти так же, как кумычки.
конец XIX в.
костюм кумычек
приталенное платье
Костюм кумычек был был схож с костюмами черкесских женщин, осетинок и чеченок. Например, молодые кумычки носили специальный нагрудник.
Ещё оно сходство было в свадебном костюме. Невеста накидывала белое покрывало, когда отправлялась в дом жениха.

Кумычки носили платья «къабалай» специфической формы: верхнее платье состояло из лифа, юбки и верхних рукавов, эффект нижнего платья достигался за счет вставки и нижних рукавов, повторяющих форму руки. Къабалай был выходной одеждой, дома женщины носили платья-рубахи и распашное платье. Исключением были невесты и совсем молодые девушки, которые носили его постоянно.
Другой особенностью костюма был кружевной платок. Он мог быть разной формы и цвета: от светлого бежевого до черного.
кумыкский лиф
с застежками
Кумычки не носили крупных украшения и в целом носили меньше серебра. Обилие украшений считалось излишеством. Но как и у черкешенок дорогим и красивым дополнением костюма считался тонкий серебряный пояс.
лезгинка
нарядная
лезгинка
табасаранка
агулка
костюмы лезгинской группы
В лезгинской группе народностей молодые женщины предпочитали ткани ярких цветов: красного, желтого, зеленого, голубого, а также белого.
Хотя, будничная одежда часто была темных цветов. Костюм отличался пышностью, наличием драпировок и складок. Лезгинские женщины носили платья-рубахи с длинными рукавами, которые обязательно должны были быть видны из под рукавов верхнего платья. Штаны лезгинки носили широкие и длинные, казалось, что горянка одета в юбку.
объемный пояс
Молодые девушки для укрепления чухты на голове и для украшения носили серебряную диадему «кикер», которая состояла из двух чеканных лепесткообразных пластинок с подвесками, соединенными пятью рядами цепочек. Поверх чухты накидывался платок.
кикер
Агулки носили платье-рубаху с узкими штанами. Сверху надевалось распашное платье, облегающее в верхней части. С нарядным платьем носили серебряный пояс. В качестве теплой одежды, носили шубы и всевозможные безрукавки из овчины. Агулки, особенно молодые, носили много украшений.
агулки из архива Исламмагомедова А.И.
Табасаранки и рутулки поверх платья надевали передник украшенный серебряными монетами. Ими же мог украшаться головной убор.
костюм рутулок
украшения-монеты
гапшиминка
кайтачка
губденка
кубачинка
костюмы даргинской группы
цудахарка
(свадебный костюм)
Различия в одежде женщин даргинской группы чаще всего в цветах, а обувь и фасоны практически не отличались.
Горные даргинки носили только белые пояса.
кайтачки из архива Гаджиевой С.Ш.
Кайтагские вышивки имели не просто декоративное и бытовое назначение — они играли важную роль в различных обрядах. Все три самых значимых события в жизни человека — рождение, свадьба и смерть — до конца первой трети XX в. среди даргинцев сопровождались ритуалами, в которых обязательно участвовали кайтагские вышивки.

кайтагская вышивка
село Харбук
село Гапшима
село Урари
село Бутри
головные уборы даргинок
Кубачинцы (как правило, мастера и торговцы), часто ездили по торговым делам в соседние с Дагестаном районы - в Азербайджан, в Чечню и в более далекие районы - Среднюю Азию, Иран, Индию, откуда привозили для своих жен и дочерей, а также на продажу, парчу и шелка.
кубачинка
1910 год
кубачинская
пряжка от ремня
К рукавам кубачинского платья-рубахи пришивали широкие манжеты, расшитые жемчугом в виде чередующихся треугольников. На оставшиеся свободные участки нашивались серебряные бляхи.

Кубачинская чухта представляла собой небольшой, почти квадратный кусок бязи, на который в определенном сочетании нашивались куски из разноцветных тканей - парчи, атласа, тафты. Налобная часть, как правило, делалась из полоски черной ткани и обрамлялась с двух сторон у висков квадратиками красной ткани. У висков к чухте пришивались ленты, которыми убор завязывался на затылке. Нашиваемые на теменную и макушечную части такого убора квадратики ткани вышивались золотыми и серебряными нитями.
Белое головное покрывало «кIаз» - это отличительная черта кубачинского костюма, он сохранился и сейчас.
кубачинский
головной платок
Кубачинские мастера разрисовывают золотом серебро,
Кубачинские женщины разрисовывают золотом ткань.

Абакарова Ф.О. Кубачинский фольклор
Кубачинки украшали «кlаз» вышивкой из золотых ниток.
По величине орнамента можно было определить возраст женщины.
Мелким растительным орнаментом украшали кlаз молодые кубачинки, а взрослые горянки украшали свой головной убор крупным орнаментом.
традиционный костюм лачки
Лакский костюм был менее тяжелым и отличался более сдержанным колоритом. Молодые лачки предпочитали костюмы ярких расцветок. В некоторых обществах, граничащих с Аварией, лачки, подобно андалалским аваркам, рубаху по талии подтыкали в штаны.
Приталенный костюм резко отличался покроем от традиционного, и чаще всего был парадным. Богатые лачки носили штаны, ниже колен вышитые золотыми или серебряными нитками.
парадный костюм лачки
село Кумух
шаровары
На каждой из танцовщиц, принадлежавших, по-видимому, к местным щеголихам, была длинная шелковая рубаха, из-под которой едва виднелись шаровары, на эту рубаху надет был бешмет, тоже шелковый, стянутый у грудей. Бешмет имел узкие рукава, из-под которых висели рукава рубахи.

Воронов Н.И. о лачках
лачка в нарядной одежде
селение Кули
1883 год
Как и кумычки, на свадьбу лачки накрывались белым большим покрывалом. Его длина была до 6,5 метров. Другими атрибутами костюма невесты были кольца, браслеты и коралловые ожерелья.
витой браслет лачки
село Вихли
село Цовкра
село Щара
свадебный убор
село Щара
головные уборы лачек
Источники:

1. Абакарова Ф.О. Кубачинский фольклор.
2. Абу Хамид Ал-Гарнати Ясное изложение некоторых чудес Магриб.
3. Агларов М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование.
4. Адамчевски П. Андийцы, аварцы и лезгины в воспоминаниях Кароля Калиновского.
5. Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана. Историко-этнографический атлас.
6. Гаджалова Ф.А. Традиционная вышивка народов Дагестана во второй половине XIX-XX вв.: Этническая специфика, историко-культурные влияния.
7. Дагестан (серия "народы и культуры")
8. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана: Возникновение и развитие основных мотивов.
9. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе.
10. Мусаева М.К., Гимбатова М.Б. Женский головной убор "чухта" и его разновидности у аварцев.
11. Неверовский А.А. Дагестан: Географический и этнографический очерк.


https://www.pinterest.ru/pin/637259415997196913/
http://www.moidagestan.ru/blogs/20740/13527
https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/155537/
Изображение на заставке - Влад Колубелов
ГЛОССАРИЙ
Вайнахи - появившееся в начале XX века обозначение этноса чеченцев и ингушей, под которым в современном кавказоведении понимают большую часть носителей нахских языков: вайнахов Чечни и Ингушетии.
Аланы - во II в. до н.э. в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе сарматы (народ близкий скифам по языку и культуре) организовался в несколько племенных групп, объединенных в дальнейшем под именем аланы.
В X–XIII вв. аланы создали сильное государство, история которого связана с историей осетинского народа. Мысль об алано-осетинской преемственности, о тождестве осетин и алан, впервые высказана Клапротом Ю. в 1822 г. и была обоснована академиком Миллером В.Ф.
Ады́ги = черке́сы (самоназвание — ады́гэ) - этноним Черкес стал общеупотребительным в европейских и русских источниках ХV-ХIХв.в.
В то же время местное население неизменно называло себя адыгэ, хотя существовали локальные наименования - натухай, абадзех, жанэ, кабардэй и др. Тем не менее, несмотря на определенные различия социального, культурного, языкового характера, с историко-этнографической точки зрения, это единый черкесский (адыгский) народ.
Исторические коллизии XIX-XX в.в.. связанные с бедствиями Кавказской войны, насильственным выселением значительной части черкесов в Османскою империю, административные преобразования, осуществленные царским правительством, а затем органами советской власти РСФСР и СССР, привели к образованию в Российской Федерации четырех территориально разделенных массивов черкесского народа, за которыми закрепились различные этнографические обозначения – шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы.
(по Заключению Института этнологии и антропологии РАН: это единый черкесский народ. С.А.Арутюнов.)

Абазины — лингвистически наиболее близки к абхазам, однако они больше подверглись адыгскому влиянию, и в их культуре абхазских элементов меньше, чем адыгских.

Предки абазинов были северными соседями абхазов и подверглись. В XIV-XVII вв. абазины переселились на Северный Кавказ, где осели по соседству с адыгскими племенами. К сер. XIX в. основные занятия, быт и народное творчество абазин мало отличались от адыгских, вместе с тем некоторые черты традиционной культуры абазин сближают их с абхазами (развитое садоводство и пчеловодство, особенности фольклора и орнаментики и др.). После Кавказской войны (1817-1864) большинство абазинов ушло в Турцию. Оставшиеся были переселены российским правительством на равнину.